MENU

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ГАПОУ СО «НТК» функционирует Служба психолого-педагогического сопровождения. Свою деятельность Служба - психолого-педагогического сопровождения осуществляет с целью обеспечения психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития студентов, содействия благоприятному психологическому климату в студенческом коллективе, оказания комплексной психологической поддержки всем субъектам образовательного процесс.

 

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу – психологу.

1. Трудности в обучении. Некоторые студенты учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с преподавателем и т.д.

2. Взаимоотношения в группе, проблемы социализации. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути. Психолог поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие. Педагог-психолог – это человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами. Он расскажет о возможностях развить навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности, улучшить свою память, внимание, воображение, управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.

6. Другие вопросы.

Режим работы педагога-психолога:

Кабинет 129, телефон 9-00-03

Понедельник-четверг: c 8-30 до 16-30

Пятница: c 8-30 до 15-00

Рекомендации студентам «Как бороться со стрессом».

Стресс–это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

1. Научитесь по-новому смотреть на жизнь.

Борьба со стрессом начинается с усвоения идеи о том, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Вы не должны больше позволять другим людям определять, быть вам или не быть счастливыми. Не в вашей власти повлиять на чье-то поведение, кроме собственного, а ваше эмоциональное благополучие слишком дорого вам, чтобы доверять его посторонним.

2. Будьте оптимистом.

Это совершенно необходимо для успешной борьбы со стрессом. Запомните, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Очень полезен для этого следующий простой прием: как только Вы поймали себя на мрачной мысли, переключитесь на что-то хорошее. В конце концов, Вы автоматически начнете видеть жизнь в более светлых тонах.

3. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

Это превосходный способ снять напряжение. Упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Даже три 20-минутных занятия аэробикой в неделю могут сильно уменьшить стресс. Ежедневные упражнения на растяжку обеспечивают расслабление, увеличивают гибкость и улучшают осанку. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую физическую форму.

4. Стремитесь к разумной организованности.

Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку могут казаться очень расслабляющими, но на самом деле они вызывают стресс. Ставьте себе близкие, промежуточные и долгосрочные цели. Каждое утро составляйте список дел, которые вы хотите или должны выполнить, в этот день. Классифицируйте их по важности на группы (А, Б, В...). Позаботьтесь сначала о выполнении наиболее срочных дел. Реально смотрите на вещи: не ждите от себя слишком многого. Может быть, что-то из намеченного вообще не нужно делать.

5. Учитесь говорить «НЕТ».

Некоторые люди берут на себя в жизни слишком много. Это грозит не только сильным стрессом, но и тем, что какие-то важные дела вы либо сделаете плохо, либо вообще не сделаете. Уясните себе границы ваших возможностей и проявляйте твердость. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не хотите его делать, не делайте. Учитесь, твердо говорить «нет». Попробуйте, например, такой вариант: «Мне лестно, что вы просите меня об этом, но, к сожалению, я слишком загружен».

6. Учитесь радоваться жизни.

Мы все время стремимся к достижению каких-то целей. Кажется что, только добившись чего-то, мы будем счастливы. Между тем радоваться можно каждому дню своей жизни. Кто-то поступает в колледж только ради того, чтобы получить диплом, но ведь и учеба удовольствие. Кто-то ходит на службу только из-за заработной платы, но ведь и работать так интересно! Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель. Обычно ощущение счастья – побочный «продукт» нашей деятельности. Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что вы делаете, получайте удовольствие от самой работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не оттого, что она вам даст в будущем.

7.Не будьте максималистом.

Люди, которые ставят перед собой невозможные цели, никогда не бывают счастливы. Учитесь быть терпимыми и снисходительными к себе и другим. Нетерпимость к своим собственным недостаткам неизбежно приводит к стрессу. Нетерпимость к другим делает вас раздражительным, ухудшает отношения с окружающими, и следовательно, тоже вызывает стресс.

8. Не концентрируйтесь на себе.

Есть много дел и людей, достойных вашего внимания и заботы. Учитесь видеть себя глазами других. Помогите тому, кто нуждается в вашей помощи. Это поднимет вас в собственных глазах, а ваши проблемы не будут казаться уж такими неразрешимыми.

9. Не копайтесь в своем прошлом.

Каждый из нас может припомнить поступки, которых не следовало бы совершать. Но жалеть о том, что мы сделали и чего не сделали, -неразумно. Наше прошлое -это наш опыт, и нужно использовать его для того, чтобы не повторять тех же ошибок. Погружение в прошлое лишает человека радости в настоящем.

10. Питайтесь правильно.

Наша пища и то, как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни. Попробуйте в течение двух недель питаться рационально и оцените свое самочувствие.

11. Высыпайтесь.

Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно, когда он длится семь-восемь часов в сутки. Некоторые люди недосыпают просто из-за своей неорганизованности, но бывает, что сон нарушен в результате стресса. Очень легко оказаться в порочном круге, когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

ПЯТЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

1.Соперничество, или конкуренция - стремление добиться своего за счёт другого, «силовой» способ разрешения конфликта. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненно важные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильнее. Цена победы – разрыв отношений, страдание проигравшего. Чаще всего так разрешают конфликты люди, уверенные в себе, амбициозные. Постоянная приверженность данной стратегии свидетельствует о повышенной конфликтности.

2.Сотрудничество или кооперация - поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому, что в этом случае выигрывают все. Основная линия поведения в этом случае -уважительное отношение к оппонентам и совместный поиск решения. Этой стратегии придерживаются люди зрелые, способные здраво рассуждать в любой ситуации.

3.Компромисс - метод взаимных уступок. Компромисс даёт возможность частично учесть интересы обеих сторон. Стратегия уместна в том случае, если сохранение отношений с партнёрами важнее возможной выгоды или когда другие способы разрешения конфликта не эффективны. Она свидетельствует о гибкости, дипломатичности, применяющих её людей.

4. Приспособление (сглаживание) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради сохранения видимости партнёрских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнёрских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

5.Уход, или избегание - уклонение от конфликта. Эта стратегия успешна в том случае, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, но в этом случае конфликт не разрешён, а «загнан внутрь», что может впоследствии привести к «взрыву». Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе, или находящиеся в тисках непреодолимых обстоятельств.

Как подготовиться к экзамену?

1.Оборудуйте своё рабочее место: уберите лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумаги, карандаши. Пока вы не наведёте порядок в комнате, порядка в вашей голове не будет!

2.В психологии считается, что повышению интеллектуальной деятельности способствуют жёлтые и фиолетовые цвета. Почему бы ни ввести их в интерьер того места, где вы готовитесь к экзаменам?  Это могут быть картинки, коллажи и т. д.

3.Полезно определить, кто вы –«сова» или «жаворонок»; в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы.

4.Начиная готовиться к экзамену, полезно составить план на каждый день подготовки. Помните: формула «немного позанимаюсь» чаще всего не работает –вы либо перегружены, либо использовали день для подготовки не в полной мере. Продумайте и напишите, что именно вы будете сегодня учить.

5.Начинайте учить с самого трудного, с того, что вы заведомо плохо знаете. Но если в голову ничего не идёт, то полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который интересен для вас и приятен.

6.Соблюдайте принцип чередования! 40 минут работы, 10 минут отдыха; сделайте в перерывах зарядку, полейте цветы, вымойте посуду.

7.Не зубрите учебный материал! Чаще всего это абсолютно бесполезное занятие.

Эффективен следующий алгоритм работы:

- прочитайте вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите всё, что вы знаете по этому вопросу;

- проверьте себя по учебнику;

- обратите внимание на правила и выделенный текст учебника;

- проверьте правильность дат и изложенных фактов;

- только после этого внимательно прочтите учебник, выделяя основные мысли ответа.

8.Структурируйте материал с помощью планов, схем; особенно это полезно, если у вас возникает ощущение, что вы никогда не сможете запомнить правильный ответ.

9.Попросите кого-нибудь из родственников или друзей выслушать ваши ответы на наиболее трудные вопросы. Полезно также записать свой ответ на диктофон, а потом послушать себя «со стороны».

10.Обязательно повторяйте! Есть несколько способов повторения; выберите тот, который для вас наиболее эффективен.

Первый способ: повторяйте материал через 5 минут, затем через 1 час, после через день.

Второй способ:

- ориентировка (прочитайте текст с целью понять главные мысли);

- чтение (прочитайте текст и постарайтесь выделить второстепенные детали, - установить их связь с главными мыслями;

- несколько раз повторите главные мысли в их связи с второстепенными);

- обзор (быстро просмотрите текст; чтобы углубить понимание текста, задайте вопросы к главным мыслям);

- главное (мысленно перескажите текст или, ещё лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух);

Третий способ: прочитай, повтори; повтори через 10-15 минут; повтори через 8-9 часов; повтори через день.

11. Выполняйте как можно больше различных вариантов опубликованных тестов по данному предмету.

12. Если вы начинаете волноваться, так как понимаете, что невозможно

выучить всё, то:

- определите ключевые идеи текста и занесите их на карточку в виде схемы;

- скажите себе: «Мне нужно запомнить самые важные мысли, поэтому на них я и должен сосредоточиться».

13. Если вы чувствуете, что вам не хватает сил:

- обсудите свои ощущения с учителем, родителями, школьным психологом;

- составьте расписание занятий и отведите в нём достаточно времени на отдых и сон.

14. В предэкзаменационный период занимайтесь аутотренингом,

настраивайте себя на положительный результат.

15. Для активизации работы обоих полушарий мозга рисуйте восьмёрки обеими руками одновременно.

16. Не злоупотребляйте кофе, крепким чаем -это лишит вас возможности расслабиться.

17. Научитесь расслабляться. Если вы очень волнуетесь во время

подготовки, то хорошими средствами снятия стресса могут быть:

А) Релаксация. Найдите тихое место и просто посидите, расслабившись, закрыв глаза на 10-20 минут.

Б) Активная релаксация. Найдите тихое место, где никто не будет мешать, где нет шума и отвлекающих факторов. Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. И посидите так в течение 10-20 минут, сосредоточившись на своём дыхании. Вдох – выдох. Старайтесь не отвлекать внимание от процесса дыхания. Вдох–выдох. Если вы сбиваетесь, вам мешают посторонние мысли, не злитесь, спокойно сфокусируйте внимание на дыхании. Вдох выдох. Включите в цикл дыхания произнесение шепотом или мысленно специальных слов. Они должны быть короткими, благозвучными, сам процесс их произношения и звучания должен вам нравиться, например, это могут быть слова «мир», «покой», «любовь». Можно придумать своё слово. Итак, вдох. На выдохе «мир». Вдох. На выдохе –«мир». И так в течение 10-20 минут.Важно! На время занятия важно принять пассивную установку: «Пусть будет то, что будет, пусть всё течёт, как течёт, принимаю всё, как есть». После занятия не вставайте сразу и резко. Посидите спокойно в течение нескольких минут сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, придите в себя, сориентируйтесь.

Настроиться на предстоящие дела поможет:

- улыбка;

-отвлечение от неприятных мыслей путём концентрирования внимания на другой деятельности:

а) на собственных движениях (сосредоточьтесь на какой - либо отличной от подготовки к экзамену деятельности: мытьё посуды, спорт);

б) на движущихся внешних предметах (например, маятнике);

в) на неподвижном объекте (тщательно обследуйте его взглядом, обращайте внимание на малейшие детали).

- спорт;

- выполнение действия разрушения с созиданием (рубка дров, косьба);

- «поплакаться в жилетку»;

- юмор.

«Накануне экзамена».

1. Оставьте недели две перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Каждый раз, прежде чем рассказать вопрос, вспомните и запишите план ответа. Если это получится легко, можете не рассказывать –этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чём испытываете затруднения.

2. Если вы волнуетесь, то непосредственно перед экзаменом представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: дрожание рук, пересыхание в горле, в голове нет ни одной мысли. Но вот вам выдали бланки, вы сосредоточились и спокойно начинаете выполнять задания.

3. Если вы всё же очень боитесь, то попробуйте приём «доведение до абсурда»: постарайтесь как можно сильнее напугать себя, представьте все самые ужасные, страшные, а главное, немыслимые подробности и последствия. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего, и даже самые тяжёлые последствия на самом деле не так ужасны.

4. С вечера перед экзаменом перестаньте готовиться. Погуляйте. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшими, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности.

«Во время экзамена»

1. Мобилизуйтесь! Будьте предельно внимательны! Сосредоточьтесь!

2. Просмотрите весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся. Это поможет вам настроиться на работу, определить порядок выполнения заданий.

3. Начните с лёгкого! Это поможет успокоиться, войти в рабочий ритм.

4. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные и непонятные вопросы. Помните: всегда найдутся вопросы, с которыми вы можете справиться.

5. Думайте только о текущем задании! Забудьте о неудаче в прошлом задании!

6. Если вы не можете ничего вспомнить, то не паникуйте; успокойтесь, сделайте прерывистый выдох, прерывистый вдох -это поможет успокоиться; повторите упражнение при необходимости несколько раз.

7. Действуйте по следующему алгоритму:

А) Постарайтесь представить все детали подготовки к экзамену. Вспомните, какое настроение было у вас в тот момент, когда вы учили данный материал.

Б) Старайтесь не упустить ни одной подробности. Не вносите поправки в свои воспоминания и ничего из них не исключайте, даже если кажется, что какая-то деталь не важна.

В) Восстановите в памяти ход событий в прямой и обратной последовательности или начните с

середины рассматриваемого вопроса и двигайтесь вперёд и назад во времени.

Г) Посмотрите на вопрос под другим углом зрения.

8. Постарайтесь избегать мнимой логики поиска правильных ответов в заданиях теста:

- не ищите «золотой середины», правильный ответ не зависит от его расположения и последовательности предъявления;

- не выбирайте ответ только потому, что он более развёрнутый и учитывает частные случаи; правильный ответ может иметь как развёрнутую, так и простую формулировку;

- иностранные и малопонятные слова

- это не признак правильного ответа;

- избегайте стереотипов, не стройте свой ответ на привычных ожиданиях;

- не надейтесь на свою сообразительность, старайтесь опираться на реальные знания.

9. Во время экзамена положите перед собой часы и контролируйте время, потраченное на выполнение заданий.

Обязательно, оставьте время для проверки.

Наша группа в контакте! Напиши нам!