РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ГАПОУ СО «НТК» функционирует Служба психолого-педагогического сопровождения. Свою деятельность Служба - психолого-педагогического сопровождения осуществляет с целью обеспечения психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития студентов, содействия благоприятному психологическому климату в студенческом коллективе, оказания комплексной психологической поддержки всем субъектам образовательного процесс.
Обратившись в службу, вы можете поделиться тем, что волнует и беспокоит. Мы готовы выслушать и поддержать. Поможем найти ответы на любые вопросы.
Окажем очную консультативную психологическую помощь в ситуации переживания потери, горя, страхов, тревоги, суицидальных мыслей.
Режим работы педагога-психолога:
Кабинет 120, телефон 9-00-03
Понедельник-четверг: c 9-00 до 16-00
Пятница: c 9-00 до 14-30
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу – психологу. Открыть/Закрыть
1. Трудности в обучении. Некоторые студенты учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с преподавателем и т.д.
2. Взаимоотношения в группе, проблемы социализации. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути. Психолог поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие. Педагог-психолог – это человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами. Он расскажет о возможностях развить навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности, улучшить свою память, внимание, воображение, управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.
6. Другие вопросы.
Рекомендации студентам «Как бороться со стрессом». Открыть/Закрыть
Стресс–это напряженное состояние организма, т.е. не специфический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.
1. Научитесь по-новому смотреть на жизнь.
Борьба со стрессом начинается с усвоения идеи о том, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Вы не должны больше позволять другим людям определять, быть вам или не быть счастливыми. Не в вашей власти повлиять на чье-то поведение, кроме собственного, а ваше эмоциональное благополучие слишком дорого вам, чтобы доверять его посторонним.
2. Будьте оптимистом.
Это совершенно необходимо для успешной борьбы со стрессом. Запомните, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Очень полезен для этого следующий простой прием: как только Вы поймали себя на мрачной мысли, переключитесь на что-то хорошее. В конце концов, Вы автоматически начнете видеть жизнь в более светлых тонах.
3. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.
Это превосходный способ снять напряжение. Упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Даже три 20-минутных занятия аэробикой в неделю могут сильно уменьшить стресс. Ежедневные упражнения на растяжку обеспечивают расслабление, увеличивают гибкость и улучшают осанку. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую физическую форму.
4. Стремитесь к разумной организованности.
Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку могут казаться очень расслабляющими, но на самом деле они вызывают стресс. Ставьте себе близкие, промежуточные и долгосрочные цели. Каждое утро составляйте список дел, которые вы хотите или должны выполнить, в этот день. Классифицируйте их по важности на группы (А, Б, В...). Позаботьтесь сначала о выполнении наиболее срочных дел. Реально смотрите на вещи: не ждите от себя слишком многого. Может быть, что-то из намеченного вообще не нужно делать.
5. Учитесь говорить «НЕТ».
Некоторые люди берут на себя в жизни слишком много. Это грозит не только сильным стрессом, но и тем, что какие-то важные дела вы либо сделаете плохо, либо вообще не сделаете. Уясните себе границы ваших возможностей и проявляйте твердость. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не хотите его делать, не делайте. Учитесь, твердо говорить «нет». Попробуйте, например, такой вариант: «Мне лестно, что вы просите меня об этом, но, к сожалению, я слишком загружен».
6. Учитесь радоваться жизни.
Мы все время стремимся к достижению каких-то целей. Кажется что, только добившись чего-то, мы будем счастливы. Между тем радоваться можно каждому дню своей жизни. Кто-то поступает в колледж только ради того, чтобы получить диплом, но ведь и учеба удовольствие. Кто-то ходит на службу только из-за заработной платы, но ведь и работать так интересно! Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель. Обычно ощущение счастья – побочный «продукт» нашей деятельности. Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что вы делаете, получайте удовольствие от самой работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не оттого, что она вам даст в будущем.
7.Не будьте максималистом.
Люди, которые ставят перед собой невозможные цели, никогда не бывают счастливы. Учитесь быть терпимыми и снисходительными к себе и другим. Нетерпимость к своим собственным недостаткам неизбежно приводит к стрессу. Нетерпимость к другим делает вас раздражительным, ухудшает отношения с окружающими, и следовательно, тоже вызывает стресс.
8. Не концентрируйтесь на себе.
Есть много дел и людей, достойных вашего внимания и заботы. Учитесь видеть себя глазами других. Помогите тому, кто нуждается в вашей помощи. Это поднимет вас в собственных глазах, а ваши проблемы не будут казаться уж такими неразрешимыми.
9. Не копайтесь в своем прошлом.
Каждый из нас может припомнить поступки, которых не следовало бы совершать. Но жалеть о том, что мы сделали и чего не сделали, -неразумно. Наше прошлое -это наш опыт, и нужно использовать его для того, чтобы не повторять тех же ошибок. Погружение в прошлое лишает человека радости в настоящем.
10. Питайтесь правильно.
Наша пища и то, как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни. Попробуйте в течение двух недель питаться рационально и оцените свое самочувствие.
11. Высыпайтесь.
Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно, когда он длится семь-восемь часов в сутки. Некоторые люди недосыпают просто из-за своей неорганизованности, но бывает, что сон нарушен в результате стресса. Очень легко оказаться в порочном круге, когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
ПЯТЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. Открыть/Закрыть
1.Соперничество, или конкуренция - стремление добиться своего за счёт другого, «силовой» способ разрешения конфликта. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненно важные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильнее. Цена победы – разрыв отношений, страдание проигравшего. Чаще всего так разрешают конфликты люди, уверенные в себе, амбициозные. Постоянная приверженность данной стратегии свидетельствует о повышенной конфликтности.
2.Сотрудничество или кооперация - поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому, что в этом случае выигрывают все. Основная линия поведения в этом случае -уважительное отношение к оппонентам и совместный поиск решения. Этой стратегии придерживаются люди зрелые, способные здраво рассуждать в любой ситуации.
3.Компромисс - метод взаимных уступок. Компромисс даёт возможность частично учесть интересы обеих сторон. Стратегия уместна в том случае, если сохранение отношений с партнёрами важнее возможной выгоды или когда другие способы разрешения конфликта не эффективны. Она свидетельствует о гибкости, дипломатичности, применяющих её людей.
4. Приспособление (сглаживание) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради сохранения видимости партнёрских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнёрских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
5.Уход, или избегание - уклонение от конфликта. Эта стратегия успешна в том случае, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, но в этом случае конфликт не разрешён, а «загнан внутрь», что может впоследствии привести к «взрыву». Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе, или находящиеся в тисках непреодолимых обстоятельств.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Открыть/Закрыть
ДОКУМЕНТЫ
Буллинг. Что делать, если ваш ребенок вовлечен?
Буллинг. Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других
Руководство по противодействию и профилактике буллинга
Памятка для родителей - Аддиктивное (зависимое) поведение
Памятка для родителей о вреде снюса
Причины и признаки самоповреждающего поведения
Эмоциональный стресс
Специфика преодоления стресса в современных условиях самоизоляции
Информация для получения необходимых консультаций и помощи в условиях действия ограничительных мер в целях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции
Памятка - Что могут делать родители, чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома
Буклет Психолого-педагогическая, консультативная поддержка граждан, имеющих детей
Вовлечен ли Ваш ребенок в группу смерти
Информация для родителей (законных представителей) обучающихся
Приказ "Об организации психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции и обучающихся, участников СВО"
Памятка «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»
Книга «Общаться с ребенком КАК»
Книга «Общаться с ребенком ТАК»
Психика подростка и психологическая безопасность
Психологическая безопасная образовательная среда
Организация психологически безопасной образовательной среды в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж»
Видеоролик на тему: «О важности участия в единой методике социально-психологического тестирования»
Рекомендации педагога-психолога родителям обучающихся по адаптированной основной образовательной программе профессиональной подготовки
Социально-психологическое тестирование
Областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи:
8-800-300-11-00
Телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей:
8-800-300-83-83
Основная проблема, возникающая у подростков — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Типы конфликтов и способы их преодоления
1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия.
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, не целеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.
Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей.
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное сосуществование — скрытый конфликт.
Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки.
По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи.
Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия” .
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением.
Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.
К чему мне необходимо стремиться?
Оптимальный тип семьи: партнерство.
Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.
Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.